Гибридные конические подшипники для вертолетов от компании NTN
15.02.2022
Компания NTN подвела итоги своей 3-летней работы над проектом HEROe (High Efficiency ROller Bearing – высокоэффективный роликовый подшипник), в рамках которого в компании разрабатывали специальные гибридные конические подшипники для двигателей и трансмиссий вертолетов
Проект HEROe является частью программы Clean Sky 2 – крупнейшей европейской исследовательской программы в аэронавтике. Она частично финансируется Европейской Комиссией и привлекает как представителей промышленности, так и государственного сектора. Цель программы Clean Sky 2 – повысить конкурентоспособность в аэронавтике, поддержать инновации и снизить влияние на окружающую среду за счет разработки новых решений.
Компания NTN була залучена до програми як один із лідерів в розробці та виробництві точної механіки, а також як більш ніж 50-річний партнер основних гравців ринку літакобудування, серед яких, приміром, Airbus.
Вместе с GE Avio специалисты отдела R&D компании NTN работали над разработкой нового гибридного роликового подшипника для высокоскоростных вертолетов типа Racer. Однако эти подшипники могут быть использованы и на других воздушных судах – привнося свой вклад в уменьшение потребления горючего и улучшая производительность летательного аппарата при любых условиях эксплуатации.
Результат проекта
В результате почти 3-летней работы команде NTN удалось разработать решение на основе гибридного конического роликового подшипника с керамическими телами качения. Использование керамических роликов позволило не только снизить вес подшипника на 15 %, но и уменьшить трение – что положительно повлияет на потребление топлива. Кроме того, новая технология улучшает работу летательного средства, его надежность и безопасность, а также обеспечивает более высокую устойчивость к повреждению. Так, в случае возникновения проблем со смазкой трансмиссия будет работать дольше, увеличивая шансы самолета приземлиться в максимально лучших условиях.
Универсальность новых конических подшипников с керамическими телами качения
Хотя это решение было разработано для двигателей и трансмиссий вертолетов, его можно использовать и в двигателях самолетов. Кроме того, было установлено, что существующие системы мониторинга повреждений во время полета абсолютно совместимы с гибридными подшипниками. А значит, это инновационное решение может быть применено без модификации существующих систем мониторинга.
Экспертиза NTN в создании гибридных подшипников
Даже несмотря на сложности, связанные с Covid-19, проект HEROe реализовывался стремительно – благодаря синергии усилий команд, максимально осведомленных в потребностях аэрокосмического рынка. Компания NTN вынесла из этого проекта не только собственную экспертизу и опыт в разработке и производстве подшипников с керамическими роликами, но и глубокое понимание требований, которым должны отвечать подшипники, чтобы наилучшим образом обеспечивать работу летательного аппарата. Для клиентов компании NTN это означает, что компания может предложить все типы своих подшипников – роликовые или шариковые – в гибридном исполнении (стальное основание и керамические тела качения).
Новые стандарты для гибридных подшипников
Опираясь на полученный опыт, сейчас в компании NTN работают над созданием нового международного стандарта по дефектам керамических роликов. Этот документ призван стать стандартом для всех клиентов и конкурентов, использующих эти компоненты.